ГДЗ по биологии 11 Класс класс Каменский А.А., Пасечник В.В., Рубцов A.M. упражнение - Проводим исследование (стр. 141)
Выполните лабораторную работу № 3 «Методы измерения факторов среды обитания» (учебно-исследовательский проект) на с. 262.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 «Методы измерения факторов среды обитания» (учебно-исследовательский проект)
Экологи используют различные методы и средства измерения факторов среды обитания. Обычно их подразделяют на контактные, дистанционные и биологические
Контактные методы позволяют добиться высокой точности измерений и строгого контроля в ограниченных объемах. Контактные методы не всегда можно применить из-за недоступности многих точек наблюдения.
Применение биологических методов для оценки среды подразумевает ление видов животных или растений, чутко реагирующих на тот или иной тип воздействия.
Методом биоиндикации с использованием подходящих индикаторных
организмов в определенных условиях может осуществляться качественная и количественная оценка (без определения степени загрязнения) эффекта антропогенного и естественного влияния на окружающую среду.
Биологические методы помогают диагностировать негативные изменения в природной среде при низких концентрациях загрязняющих веществ. Особую значимость имеет то обстоятельство, что биоиндикаторы отражают степень опасности соответствующего состояния окружающей среды для всех живых организмов, в том числе и для человека.
Методические рекомендации
Учитывая, что методов измерения факторов среды обитания достаточно много и многие из них требуют сложного оборудования, целесообразно провести изучение состояния окружающей среды в микрорайоне школы, используя наиболее простые и доступные методы.
С целью экономии времени класс можно разбить на группы. Каждая группа выполняет часть лабораторной работы. Затем полученные результаты обобщаются, анализируются, и в ходе их обсуждения делаются выводы.
Часть I. Анализ качества воды
Качество воды характеризуют ее прозрачность, мутность, цвет, запах, вкус, реакция среды, содержание растворенных солей, степень загрязнения химического, бактериологического и др. Желательно провести анализ воды, взятой из разных источников. Учащихся можно разделить на группы, каждая из которых будет проводить анализ воды, взятой из определённого источника (водоём, река, ручей, вода из-под крана и т. д.).
Цель работы: дать характеристику качества воды, взятой из разных источников.
Материал и оборудование: пробы воды; стеклянные сосуды; предметное стекло; дистиллированная вода.
Ход работы:
- Запишите, из какого источника взята проба воды.
- Налейте в химический стакан эту воду и рассмотрите ее на свет. Определите её прозрачность. Вода может быть: прозрачная, слабо мутная, сильно мутная.
- Определите цвет воды. Для этого опустите в стакан с водой белую пластинку или лист белой бумаги. Цвет воды может быть: бурый, светло-коричневый, жёлтый, светло-жёлтый, зеленоватый, бесцветный.
- Определите запах воды и его интенсивность. Естественный запах может быть болотным, глинистым, древесным, плесневым, травянистым, сероводородным.
В случае попадания в воду инородных веществ она может пахнуть бензином, мазутом, хлором, навозом и т. п.
По интенсивности запах может быть: слабый (он обнаруживается, если обратить на него внимание); заметный (легко обнаруживается), отчетливый (об-ращает на себя внимание), сильный (делает воду негодной для питья).
Питьевая вода не должна иметь запаха.
- Определите вкус воды. Вкус воды определяется только для питьевой воды.
Вода может быть: солёная, горькая, кислая, с хлорным, металлическим или иным привкусом, безвкусная или с приятным для питья вкусом.
- Определите, образуется ли осадок после суточного отстаивания воды в трех-литровом сосуде.
Если осадок образуется, он может быть: хлопьевидным слизистым, хлопьевидным желтовато-коричневым, плотным белым (желтоватым), плотным бурым (коричневым), сероватым, в виде песка, глины или растительных остатков.
- Определите реакцию водной среды с помощью универсального индикатора.
Запишите рН исследуемой воды и по его значению определите реакцию среды.
- Определите наличие растворенных солей.
Для проведения исследования подготовьте два чистых и обезжиренных предметных стекла. На одно нанесите несколько капель исследуемой воды, на другое — дистиллированной. Дистиллированная вода не содержит растворенных солей.
Выпарите воду со стекол и сравните их. Белый налет указывает на наличие солей. Чем он больше, тем больше солей было растворено в воде.
- Исследуйте разные пробы воды, а полученные результаты занесите в таблицу.
Характеристика воды | Пробы воды | ||
1 | 2 | 3 | |
1. Из какого источника взята проба | |||
2. Прозрачность | |||
3. Цвет | |||
4. Запах и его интенсивность | |||
5. Вкус | |||
6. Осадок | |||
7. Реакция среды (рН) | |||
8. Наличие солей |
- Сделайте вывод по результатам работы.
Часть II. Анализ дождевой или снеговой воды
Загрязнителями атмосферы могут быть вещества в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. Так как аэрозоли и газообразные примеси улавливаются атмосферной влагой, то атмосферные осадки могут быть использованы для изучения степени загрязнения атмосферы.
Анализ дождевой воды дает возможность судить о степени загрязнения атмосферы в данный момент времени. Снег является накопителем грязи и поэтому позволяет оценить степень загрязнения атмосферы за несколько месяцев.
Методические указания к взятию проб дождевой воды и снега
Для сбора дождевой воды используют стеклянные приёмники с воронками или обычные стеклянные банки ёмкостью 0,5 или 1 л. Они устанавливаются на открытой площадке на высоте 1 м от земли.
Для взятия проб снега выбирают ровные участки в разных местах микрорайона
(рядом с дорогой, в сквере, на территории школы и т. п.).
Пробы берут при помощи специального прибора — весового снегомера. Его можно заменить самодельным снегомером, который представляет собой металлический цилиндр длиной около 1 м. Для последующих расчетов необходимо измерить площадь поперечного сечения цилиндра. В выбранном месте снегомер вертикально вкручивается в снег до земли. Около него расчищается снег и под снегомер подсовывается лопата.
В снежную пробу не должны попадать частицы почвы и растительности. Снег из снегомера вытряхивают в полиэтиленовый пакет. После взятия всех проб пакеты вносятся в тёплое помещение и воду из пакетов переливают в стеклянную посуду.
Цель работы: познакомиться с методикой взятия проб дождевой воды (снега) и выявления в них загрязнителей.
Материал и оборудование: приемники осадков или снегомеры, универсальная индикаторная бумага, дистиллированная вода, стеклянные сосуды, фильтровальная бумага, предметные стёкла, аналитические весы.
Ход работы:
- Возьмите в качестве эталона дистиллированную воду. Во время исследования пробы дождевой воды или снега соблюдайте правила, описанные выше.
Определите количество выпавших осадков:
а) для дождя определите количество выпавших осадков в миллиметрах слоя воды, которое высчитывается по формуле:
, где.
К — количество выпавших осадков, в мм слоя воды; к — количество осадков, в мм;
S — площадь сечения воронки (горлышка банки), в см;
б) для снега определите высоту снежного покрова (в мм).
- Определите рН воды. Нанесите каплю исследуемой воды на универсальную индикаторную бумагу, сравните полученный цвет со шкалой рН.
- Определите прозрачность воды. Налейте пробу воды в химический стакан и рассмотрите на свету. Вода может быть прозрачной, слабо прозрачной, сильно мутной.
- Определите наличие твердых загрязнителей.
Воду каждой пробы профильтруйте. Фильтр для каждой пробы предварительно взвесьте на аналитических весах с точностью до третьего-четвертого знака. После фильтрования фильтр надо сложить и высушить, а затем снова его взвесить. Разность между первым и вторым взвешиванием показывает количество твёрдых частиц, выпавших на площадь, равную сечению приемника воды или снегомера.
Исходя из площади сечения снегомера или приёмника осадков, подсчитайте количество твёрдых загрязнений, выпавших на 1 м? поверхности конкретного участка.
- Определите наличие растворенных веществ.
Из каждой пробы нанесите по нескольку капель на предметные стекла. Вы-парите воду. По белому налету на стекле определите наличие растворенных веществ в каждой пробе. Результаты сравните с таковыми по исследованию дистиллированной воды.
- Проанализируйте результаты всех исследований.
- Сделайте вывод по результатам работы.
Часть III. Определение химического загрязнения атмосферного воздуха с помощью лишайников (лихеноиндикация)
Лишайники весьма чувствительны к загрязнению среды обитания. На них избирательно действуют прежде всего вещества, увеличивающие кислотность среды
(
).
Особенно лишайники чувствительны к диоксиду серы. Наличие даже незначительного количества этого вещества в воздухе хорошо диагностируется по состоянию лишайников — сначала исчезают кустистые, потом листоватые и, наконец, накипные формы.
Цель работы: провести оценку загрязнённости воздуха по состоянию лишайников.
Материалы и оборудование: лупа, определитель лишайников.
Ход работы:
Работа выполняется в группах.
- Выберите несколько площадок, на которых будут проводиться исследования (желательно в радиусе 2 км от школы).
- Составьте карту района с указанием площадок.
- Отметьте на карте близлежащие ТЭЦ, заводы, другие предприятия, дороги с интенсивным транспортным движением.
- На каждой площадке осмотрите стволы старых, но здоровых деревьев.
- Найдите деревья, на стволах которых есть лишайники.
- На каждом дереве подсчитайте число видов лишайников. Необходимо также определить, к какой экологической группе относятся найденные виды: кустистые, листоватые, накипные.
- Кроме деревьев, можно исследовать обрастание лишайниками камней, стен домов и т. п.
- Определите степень загрязнения воздуха, используя простейшую шкалу:
Наличие лишайников | Степень загрязнения воздуха |
Встречаются лишайники трех групп: кустистые, листоватые, накипные | Воздух чистый |
Встречаются листоватые и накипные лишайники | Слабое загрязнение |
Встречаются только накипные лишайники | Среднее загрязнение |
Лишайников нет | Сильное загрязнение |
- Сделайте вывод по результатам работы.
Результаты:
Часть I. Анализ качества воды
Характеристика воды | Пробы воды | ||
1 | 2 | 3 | |
1. Из какого источника взята проба | озеро | колодец | из-под крана |
2. Прозрачность | мутная | прозрачная | мутная |
3. Цвет | светло-коричневый | прозрачная | сероватая |
4. Запах и его интенсивность | неприятный | без запаха | хлорной извести |
5. Вкус | неприятный | безвкусная | с хлорным привкусом |
6. Осадок | коричневый | осадка нет | в виде хлопьев |
7. Реакция среды (рН) | слабокислая | слабощелочная | нейтральная |
8. Наличие солей | большое количество | минимальное количество | умеренное количество |
Вывод: вода из озера и из-под крана загрязнена и не рекомендована к употреблению, самая чистая вода — из колодца.
Часть II. Анализ дождевой или снеговой воды
а)
Дождевая вода имеет слабокислую реакцию, прозрачная
До фильтрации: 0,1567 г
После фильтрации и высушивания: 0,1578 г
Разность в весе: 0,0011 г
Площадь сечения воронки: 83,57 см2
Количество твёрдых загрязнений на 1 м2 =
(0,0011/ 83,57) * 10000 см2 = 0,1316 г/м2
Дожевая вода, в отличие от дистиллированной, имеет белый налет и слабокислую среду. В ней содержится большое количество загрязнений.
Вывод: в дождевой воде содержится большое количество загрязнений, из чего можно сделать вывод об уровне загрязненности воздуха.
Часть III. Определение химического загрязнения атмосферного воздуха с помощью лишайников (лихеноиндикация)
Площадка 1: парк. Встречаются лишайники трех групп: кустистые, листоватые, накипные. Воздух чистый.
Площадка 2: вблизи нефтезавода. Лишайников нет. Воздух сильно загрязнен.
Площадка 3: детская площадка в отдалении от дороги. Встречаются листоватые и накипные лишайники. Воздух слабо загрязнен.
Вывод: воздух наиболее загрязнен вблизи промышленных предприятий и заводов, в местах с большим количеством растительности воздух остается более чистым.