ГДЗ по русскому языку 9 класс Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др. упражнение - 266 стр. 128-129

Условие

Спишите, расставляя знаки препинания (двоеточие, запятые, кавычки), вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Устно объясните употребление того или иного знака. Выполните синтаксический разбор бессоюзных сложных предложений.

1) Сча..ливы сосны и ели вечно они зеленеют гибели им не приносят метели смертью морозы не ве..т. (Н. Некрасов) 2) Полюбуйся весна наступает журавли караваном летят в ярком золоте день утопа..т и ручьи по оврагам шумят. (Н. Никитин) 3) Вся степь была в движении мчалась конница ползли полки грохотали колёсами батареи. (А. Н. Толстой) 4) Коновалов спросил меня Ты читать уме..шь? (М. Горький) 5) Он подумал и написал Я посв..щаю эту книгу России. (К. Паустовский) 6) Верные исторической правде Гоголь и Лермонтов так(же) как Пушкин и Глинка создали образы в которых обобщены черты народа самые лучшие любовь к родной стране мечта о свободе бесстрашие огромная нравственная сила глубокий ум стремление к подвигу готовность принести себя в жертву высокой идее. (И. Андроников)

Решение #1

1) Счастливы (проверочное слово “счастье”)  сосны и ели: (двоеточие при БСП) вечно они зеленеют, (запятая при БСП) гибели им не приносят метели, (запятая при БСП) смертью морозы не веют (веять — первое спряжение). (Н. Некрасов)

Синтаксический разбор: 

  1. Предложение повествовательное.
  2. Грамматические основы: сосны и ели счастливы, они зеленеют, метели не приносят, морозы не веют.
  3. Состоит из четырех простых предложений, смысловое отношение — указание не причину, перечисление.
  4. Знаки препинания разделяют разные грамматические основы предложения.
  5. “Счастливы сосны и ели”: повествовательное; невосклицательное; грамматическая основа — “сосны и ели счастливы”; строение: двусоставное, нераспространенное, полное.

“Вечно они зеленеют”: повествовательное; невосклицательное; грамматическая основа — “они зеленеют”; строение: двусоставное, нераспространенное, полное.

“Гибели им не приносят метели”: повествовательное; невосклицательное; грамматическая основа — “метели не приносят”; строение: двусоставное, нераспространенное, полное.

“Смертью морозы не веют”: повествовательное; невосклицательное; грамматическая основа — “морозы не веют”; строение: двусоставное, нераспространенное, полное.

2) Полюбуйся: (двоеточие при БСП) весна наступает, (запятая при БСП) журавли караваном летят, (запятая при БСП) в ярком золоте день утопает (утопать — первое спряжение), (запятая при ССП) и ручьи по оврагам шумят. (Н. Никитин)

Синтаксический разбор: 

  1. Предложение повествовательное.
  2. Грамматические основы: полюбуйся, весна наступает, журавли летят, день утопает, ручьи шумят.
  3. Состоит из пяти простых предложений, смысловое отношение — изъяснение, перечисление.
  4. Знаки препинания разделяют разные грамматические основы предложения.
  5. “Полюбуйся”: повествовательное; невосклицательное; грамматическая основа — “полюбуйся”; строение: односоставное, нераспространенное, неполное.

“Весна наступает”: повествовательное; невосклицательное; грамматическая основа — “весна наступает”; строение: двусоставное, нераспространенное, полное.

“Журавли караваном летят”: повествовательное; невосклицательное; грамматическая основа — “журавли летят”; строение: двусоставное, нераспространенное, полное.

“В ярком золоте день утопает”: повествовательное; невосклицательное; грамматическая основа — “день утопает”; строение: двусоставное, нераспространенное, полное.

“Ручьи по оврагам шумят: повествовательное; невосклицательное; грамматическая основа — “день ручьи шумят”; строение: двусоставное, нераспространенное, полное.

3) Вся степь была в движении: (двоеточие при БСП) мчалась конница, (запятая при БСП) ползли полки, (запятая при БСП) грохотали колёсами батареи. (А. Н. Толстой)

Синтаксический разбор: 

  1. Предложение повествовательное.
  2. Грамматические основы: степь была в движении, конница мчалась, полки ползли, батареи грохотали.
  3. Состоит из четырех простых предложений, смысловое отношение — пояснение, перечисление.
  4. Знаки препинания разделяют разные грамматические основы предложения.
  5. “Вся степь была в движении”: повествовательное; невосклицательное; грамматическая основа — “степь была в движении”; строение: двусоставное, нераспространенное, полное.

“Мчалась конница”: повествовательное; невосклицательное; грамматическая основа — “конница мчалась”; строение: двусоставное, нераспространенное, полное.

“Ползли полки”: повествовательное; невосклицательное; грамматическая основа — “полки ползли”; строение: двусоставное, нераспространенное, полное.

“Грохотали колесами батареи”: повествовательное; невосклицательное; грамматическая основа — “батареи грохотали”; строение: двусоставное, нераспространенное, полное.

4) Коновалов спросил меня: (двоеточие при прямой речи) “Ты читать умеешь (уметь — первое спряжение)?”

5) Он подумал и написал: (двоеточие при прямой речи) “Я посвящаю (проверочное слово “свят”) эту книгу России”. (К. Паустовский)

6) Верные исторической правде, Гоголь и Лермонтов, так же (частицу “же” можно убрать из предложения, его смысл не изменится, поэтому раздельно) как Пушкин и Глинка, (сравнительный оборот обособляем с двух сторон) создали образы, (запятая перед придаточной частью) в которых обобщены черты народа самые лучшие: (двоеточие при обобщающем слове) любовь к родной стране, (запятая при ОЧП) мечта о свободе, (запятая при ОЧП) бесстрашие, (запятая при ОЧП) огромная нравственная сила, (запятая при ОЧП) глубокий ум, (запятая при ОЧП) стремление к подвигу, (запятая при ОЧП) готовность принести себя в жертву высокой идее. (И. Андроников)

Сообщить об ошибке
Сообщитe об ошибке